По определению И. Павлова, в основе человеческой психики лежит врожденное свойство нервной системы - темперамент. Темперамент - выявление в жизни и деятельности человека типа его нервной системы.

Термин «темперамент» принадлежит Гиппократу и означает в переводе «соотношение частей». Гиппократ считал, что темперамент определяется нарушением в соотношении четырех главных жидкостей в теле человека: крови ( «сангвинис»), лимфы ( «флегма»), желчи («холе») и черной желчи ( «Мелани холе»). Так и возникли названия четырех типов темперамента, которые сохранились до нашего времени: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Холерика отличает повышенная возбудимость, неуравновешенность поведения. Он вспыльчив, прямолинеен. Может быть агрессивным. Холерик склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Он энергичный, настойчивый, решительный, бесстрашный. Любит риск, захватывающие приключения и истории. Холерик трудно идет на компромисс, не прислушивается к мнению других, слишком самостоятелен. Спит мало, просыпается рано. В еде неприхотлив, может есть большими кусками. Холерик способен на необдуманные поступки. Он шумный и задорный. Но периоды активности сменяются периодами вялости.

Флегматик медленный, молчаливый, спокойный. Фантазирует мало, играет спокойно, нешумный. Не любит игры, в которых требуется скорость, ловкость. Говорит медленно, с паузами. Не любит новое. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, просыпается поздно. Имеет хороший аппетит, в еде неприхотлив. Любит порядок: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, играет только своей игрушкой. Флегматик настойчивый, дисциплинированный, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения ему сложно, поэтому он спокойно дает право выбора другому.

Меланхолик имеет богатый внутренний мир, поэтому часто бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. Настороженно относится к чужим людям, сверстников. Но с теми, кого любит, открытый, доверчивый и добрый. Меланхолику нравится быть в одиночестве. Он быстро устает, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Засыпает поздно, много фантазирует, размышляет. Утром просыпается в мрачном настроении. Любит тепло, не любит спорт. Такому ребенку нужно, чтобы в семье был человек, которому можно довериться и получить понимание и внимание.

Сангвиник подвижный. Слезы появляются мгновенно, но он быстро успокаивается. Легко переключается с одного дела на другое. Родителей ребенка-сангвиника беспокоит его неаккуратность, несобранность, несерьезность. Зато такие дети приятны в общении, фантазеры. Сангвиник легко засыпает и просыпается, встает рано. Любит подвижные игры. Быть непостоянным - свойство этого темперамента. Дети-сангвиники миролюбивые, не помнят обиды, не жадные.

Нет плохих и хороших темпераментов. В чистом виде темперамент проявляется редко. Людей с ярким темпераментом не так много, но они все же встречаются.

Темперамент влияет на обработку и восприятие информации, следовательно, и на основные познавательные процессы, в частности на память.

Сангвинику нужно 5-8 повторений, чтобы запомнить информацию, но сохраняется она недолго.

Флегматик требует 12-13 повторений и запоминает информацию на всю жизнь.

Холерику достаточно 4-5 повторений, но он сохраняет информацию очень долго.

В отношении меланхолика, то 17-20 повторов помогают запомнить информацию, но она быстро забывается.

Отсюда следует принцип индивидуального подхода к детям при их обучении. Поэтому, необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Недавно в психологической науке появился новый термин - половой диморфизм. Он означает дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей разного пола. То есть оказывается, что мальчики и девочки нуждаются в неодинаковых подходах в воспитании и обучении. В первые годы обучения в школе способность запоминать лучше развита у девочек из их более интенсивным развитием. Поэтому количество повторений для заучивания учебного материала мальчиками этого возраста должно быть больше. Девочки лучше запоминают стихи, им легче даются предметы, требующие запоминания большого количества фактов.

· Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим, они разные по биологическому возрасту.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, чувствуют прикосновение, по-разному воспринимают пространство, ориентируется в нем, а главное, по-разному осмысливают все, с чем встречаются в этом мире. И, конечно, не так, как мы - взрослые.

· Когда женщина учит и воспитывает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ними - неправильно и бесполезно.

· Помните, что взрослый, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобный к врачу, который ругает заболевшего человека.